(8552)76-01-09

    902-718-01-09
    (единая справочная пн-сб 9:00-17:00)

Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ организации и ИП могут производить расчеты без применения ККТ при осуществлении некоторых видов деятельности, в том числе при торговле на розничных рынках, ярмарках, в выставочных комплексах непродовольственными товарами, кроме торговли непродовольственными товарами, которые определены в перечне, утвержденном Правительством РФ (Распоряжение от 14.04.2017 N 698-р).

 

При этом ИП на ПСН, а также организации и ИП на ЕНВД, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных пунктом 2 статьи 346.26 НК, могут осуществлять наличные денежные расчеты без применения ККТ при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа) до 01.07.2018.

Таким образом, ИП на ЕНВД вправе не применять ККТ, в том числе при торговле непродовольственными товарами, определенными указанным перечнем, до 01.07.2018.

ИП на ПСН, УСН, ЕСХН, за исключением ИП, осуществляющих торговлю подакцизными товарами, вправе не указывать реквизит "наименование товара (работ, услуг)" в кассовом чеке и бланке строгой отчетности до 01.02.2021.

Такие разъяснения дает Минфин в письме № 03-01-15/36249 от 09.06.2017.

ККТ, соответствующая требованиям Федерального закона № 54-ФЗ (в редакции, до дня вступления в силу Федерального закона № 290-ФЗ), зарегистрированная в налоговых органах до 01.02.2017, снимается с регистрационного учета в порядке, установленном Федеральным законом № 54-ФЗ (в старой редакции) и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, до 01.07.2017.

 

При этом контрольно-кассовая техника, несоответствующая требованиям Федерального закона № 290-ФЗ, подлежит снятию налоговым органом с регистрационного учета в одностороннем порядке без заявления пользователя о снятии ККТ с регистрационного учета с 01.07.2017.

В случае, если налогоплательщик не снял с регистрационного учета старую ККТ, при этом модернизировав ее и зарегистрировав в соответствии с новым порядком, ККТ, несоответствующая требованиям Федерального закона № 290-ФЗ, снимается с регистрационного учета налоговыми органами в одностороннем порядке без заявления пользователя с 01.07.2017, а модернизированная ККТ продолжает применяться в соответствии с новым порядком.

При этом налоговые органы сообщают таким пользователям контрольно-кассовой техники о необходимости представления после 01.07.2017 в налоговые органы показаний контрольных и суммирующих денежных счетчиков, снятых со старой ККТ до момента осуществления ее модернизации.

Следует учитывать, что в случае, если старая ККТ снята с учета налоговыми органами в одностороннем порядке после 01.07.2017, и ввиду отсутствия возможности применения ККТ по новому порядку, при наличии обстоятельств, указанных в письме Минфина от 30.05.2017 № 03-01-15/33121, такое устройство применяется для выдачи покупателю на бумажном носителе подтверждения факта осуществления расчета между организацией или ИП и покупателем, то указанные организации и ИП к административной ответственности не привлекаются.

Такие разъяснения содержатся в письме ФНС № ЕД-4-20/11625@ от 19.06.2017.

Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ) и принятые в соответствии с ним нормативные правовые акты не предусматривают применения унифицированных форм первичной учетной документации.

 

Поэтому указанные формы документации (в частности, КМ-4, КМ-6, КМ-3) могут не применяться, об этом говориться в письме Минфина России от 04.04.2017 № 03-01-15/19821, пишет «Актуальная бухгалтерия».

Компании и ИП, которые оказывают платные услуги населению, вправе до 1 июля 2018  года вместо чека онлайн касс выдавать бланк строгой отчетности. Это следует из письма Минфина № 03-01-15/10470.

Как рассказал Минфин России, согласно информации, представленной производителями ККТ, минимальная стоимость новой машины в комплексе составит не более 25 тыс. руб., которая включает в себя:

 

– приобретение новой ККТ с фискальным накопителем со сроком действия ключа фискального признака не менее 36 месяцев;

– услуги оператора фискальных данных и услуги оператора связи. 

Ежегодные затраты в последующие два года могут составить не более 4 тыс. руб., включая услуги оператора фискальных данных и услуги оператора связи. Кроме того, стоимость модернизации ККТ, применяемой в настоящее время, по оценке производителей ККТ, составит порядка 4 – 6 тыс. руб.

Стоит отметить еще и то, что из порядка применения ККТ исключена обязанность пользователя по заключению договора технического обслуживания ККТ, что снижает стоимость использования техники. Многие модели ККТ не требуют специальных навыков для замены фискального накопителя, и пользователь может самостоятельно произвести такую операцию, что также исключает дополнительные затраты.

От штрафа за неприменение онлайн-ККТ опоздавших с обновлением «кассового парка» защитят наличие договора с оператором фискальных данных (ОФД) и договора на поставку фискального накопителя. Такой вывод следует из письма Минфина России от 30.05.17 № 03-01-15/33121.

 

Напомним, что с 1 июля 2017 года большинство пользователей ККТ будут обязаны применять технику, которая имеет фискальный накопитель и способна передавать данные налоговикам в онлайн-режиме через оператора фискальных данных (ОФД). В противном случае налогоплательщикам грозит штраф в размере до 10 тыс. рублей (п. 4 ст. 14.5 КоАП РФ). Существующий в настоящее время дефицит фискальных накопителей и ККТ, способных работать в онлайн-режиме, приведет к тому, что некоторые торговцы не успеют установить такую технику к упомянутой дате.

Минфин России разъясняет: в части 1 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица. Лицо может быть подвергнуто административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. При этом все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (ст. 1.5 КоАП РФ).

Вывод, который чиновники делают из этой догмы, порадует предпринимателей: лицо не должно привлекаться к административной ответственности при наличии обстоятельств, указывающих на то, что им были приняты все меры по соблюдению требований законодательства.

Применительно к использованию онлайн-касс это означает, что не следует штрафовать пользователя ККТ за вынужденное использование «старой» техники, если он заключил договор на поставку фискального накопителя или онлайн-ККТ, а также успел заключить до 1 июля договор с оператором фискальных данных (ОФД) о передаче сведений о пробитых чеках в ФНС. При этом продавцы, которые не успели установить онлайн-кассу до 1 июля 2017 года, обязаны выдавать покупателю на бумажном носителе подтверждение факта осуществления денежного расчета.

Отметим, что ранее с аналогичным заявлением выступила и ФНС России.

Если организация или предприниматель не применяли ККТ по состоянию на 15.07.2016 и осуществляемые ими виды деятельности и оказываемые ими услуги не были освобождены от применения ККТ, то такие экономические субъекты вправе не применять ККТ до 01.07.2018 (п. 9 ст. 7 Федерального закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ, письмо Минфина России от 02.11.2016 № 03-01-15/64226).

 

С 14.04.2017 распоряжением Правительства РФ от 14.04.2017 № 698-р был утвержден перечень непродовольственных товаров, при торговле которыми:

  • на розничных рынках,
  • на ярмарках,
  • в выставочных комплексах,
  • на других территориях, отведенных для осуществления торговли, организации и предприниматели обязаны применять контрольно-кассовую технику (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ).

 

Очевидно, что по состоянию на 15.07.2016 указанный Перечень не применялся. Поэтому возникает вопрос: когда возникает обязанность по применению контрольно-кассовой техники у организаций и предпринимателей, торгующих непродовольственными товарами по Перечню на розничных рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли?

ФНС России ответила на этот вопрос в письме от 28.04.2017 № ЕД-4-20/8279@.

Юрлица могут не опасаться штрафа, если используют фискальный накопитель на 13 месяцев вместо 36

 

ФНС разъяснила, что налоговые органы не будут привлекать к административной ответственности организации, которые применяют ККТ с фискальным накопителем на 13 месяцев из-за того, что нужного накопителя нет в продаже или он в дефиците. По мнению налоговой службы, в данном случае вины юрлица нет.

Напомним, что фискальный накопитель на 36 месяцев обязаны использовать юрлица, которые:

- оказывают услуги;

- находятся на УСН;

- уплачивают ЕНВД;

- применяют ЕСХН.

Важно, что ведомство разрешило применять фискальный накопитель на 13 месяцев до окончания срока действия ключа фискального признака. То есть покупать фискальный накопитель на 36 месяцев при его появлении в продаже до окончания срока действия имеющегося не нужно.

Документ: Письмо ФНС России от 23.05.2017 N ЕД-4-20/9679@

Правительством РФ распоряжением от 14.04.2017 N 698-р утвержден перечень непродовольственных товаров, при торговле которыми на розничных рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, организации и ИП обязаны применять ККТ.

 

Между тем в случае, если организации или ИП в соответствии с Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ, вправе не применять ККТ, такое право сохраняется за ними до 1 июля 2018 года.

Поскольку обязанность по применению ККТ при торговле отдельными наименованиями непродовольственных товаров на розничных рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, возникла в связи с принятием нормативного правового акта, разработанного в соответствии с Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ), обязанность применения ККТ в данном случае у организаций и ИП возникает с 1 июля 2018 года.

Такие разъяснения дает ФНС в письме № ЕД-4-20/8279@ от 28.04.2017.

Минфин России разъяснил, что в отношении розничной торговли табачной продукцией, осуществляемой через объекты нестационарной торговой сети, налогоплательщик вправе применять ЕНВД.


Вместе с тем запрещается розничная торговля табачной продукцией на ярмарках, выставках, путем развозной и разносной торговли, дистанционным способом продажи, а также с использованием автоматов (п. 3 ст. 19 Федерального закона от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака"; далее – Закон № 15-ФЗ).
Однако в случае отсутствия в населенном пункте магазинов и павильонов допускается торговля табачной продукцией в других торговых объектах или развозная торговля табачной продукцией (п. 2 ст. 19 Закона № 15-ФЗ).
Финансисты также отметили, что ИП на ЕНВД при торговле табачной продукцией до 1 июля 2018 года могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ при условии выдачи по требованию покупателя документа (товарного чека, квитанции или другого документа), подтверждающего прием денежных средств (ч. 7 ст. 7 Федерального закона № 290-ФЗ).