(8552)76-01-09

    902-718-01-09
    (единая справочная пн-сб 9:00-17:00)

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 219 НК налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета, в частности, в сумме, уплаченной налогоплательщиком-родителем за обучение своих детей в возрасте до 24 лет по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, - в размере фактически произведенных расходов на это обучение, но не более 50 000 рублей на каждого ребенка в общей сумме на обоих родителей. Пунктом 1 статьи 256 ГК установлено, что имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью, если договором между ними не установлен иной режим этого имущества. Если оплата расходов на обучение ребенка была произведена за счет общей собственности супругов, оба супруга могут считаться участвующими в расходах по оплате обучения ребенка. То, что при внесении платежа по договору в платежных документах указывается один из супругов, не изменяет того обстоятельства, что эти расходы являются общими расходами супругов, и, соответственно, оба супруга, если каждый из них является родителем ребенка, могут претендовать на получение социального налогового вычета.

Такие разъяснения дает Минфин в письме № 03-04-05/73269 от 12.10.2018.

Индивидуальный предприниматель (ИП), применяющий ПСН в 2018 году приобрел два кассовых аппарата стоимостью более 18 тыс. руб. каждый. Соответственно, сумма вычета для него может составлять 18 000 руб. х 2 = 36 тыс. руб. (п. 1.1 ст. 346.51 Налогового кодекса). Однако стоимость патента за 2018 год составляет 30 тыс. руб. Вопрос состоит в том, можно ли остаток вычета (шесть тыс. руб.) получить в следующем году (письмо УФНС России по г. Москве от 16 октября 2018 г. № 20-14/215230@).
В письме нет четкого ответа на этот вопрос. Однако из фразы "...индивидуальный предприниматель вправе уменьшить сумму налога на сумму расходов по приобретению контрольно-кассовой техники, включенной в реестр контрольно-кассовой техники, для использования при осуществлении расчетов в ходе предпринимательской деятельности, в отношении которой применяется патентная система налогообложения, в 2018 и 2019 гг." можно заключить, что перенос остатка вычета (шесть тыс. руб.) все-таки возможен. С другой стороны, она может означать и то, что ИП вправе претендовать на два вычета по 18 тыс. руб. в 2018 году и в 2019 году.

Фиксированная часть взносов на пенсионное и медицинское страхование за 2018 год должна быть уплачена в срок до 31.12.2018. С дохода свыше 300 тыс. рублей 1% от суммы превышения лимита надо уплатить не позднее 1 июля 2019 года.

Для расчета 1% от суммы превышения лимита в 300 000 рублей, индивидуальные предприниматели, которые работают на ЕНВД берут в учет вмененный доход, а не реальный размер полученной прибыли. Об этом решили напомнить налоговики Республики Саха (Якутии).

Вмененный доход для индивидуальных предпринимателей на ЕНВД определяется на основании статьи 346.29 НК РФ и рассчитывается по следующей формуле:

ВД = БД * сумму ФП * К1 * К2

где:

ВД — вмененный доход;

БД — базовая доходность;

ФП — физический показатель;

К1 и К2 — корректирующие коэффициенты.

Для определения годового дохода индивидуального предпринимателя на ЕНВД необходимо сложить вмененные доходы по декларациям (1–4 квартал). Данная информация наиболее актуальна для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности с наибольшей базовой доходностью, а именно:

- Оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автомототранспортных средств;

- Розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, имеющей торговые залы;

- Оказание услуг общественного питания через объект организации общественного питания, имеющий зал обслуживания посетителей.

Индивидуальные предприниматели – налогоплательщики ЕНВД для отдельных видов деятельности, не производящие выплат и иных вознаграждений физическим лицам, уплатившие страховые взносы, исчисленные как 1% от суммы дохода, превысившей по итогам расчетного периода (календарного года) 300 000 руб., вправе учесть указанные суммы при исчислении единого налога в том налоговом периоде (квартале), в котором произведена их уплата.

Например: на сумму уплаченного в январе 2018г. в фиксированном размере платежа за 2017 год можно уменьшить ЕНВД за 1 квартал 2018г.; уплаченного в декабре 2018 г. за 2018 год – за 4 квартал 2018г. и по аналогии.

Кроме того, индивидуальные предприниматели, применяющие ЕНВД, не имеющие наемных работников, могут уменьшить налог по ЕНВД на всю сумму обязательных взносов, также, при условии, что ИП на ЕНВД использует труд наемных работников, у него появляется возможность уменьшения налога, на сумму уплаченных взносов, но не более чем на 50 %.

Минфин разрешил указывать в кассовом чеке сокращенное наименование услуги, если полное там не помещается. Письмо Минфина России от 25 сентября 2018 г. № 03-01-15/68652. Как объяснили чиновники, к сокращенному наименованию нужно будет добавить код услуги в соответствии с номенклатурой. Напомним, что перечень обязательных реквизитов кассового чека и бланка строгой отчетности есть в пункте 1 статьи 4.7 Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ (далее — Закон о ККТ). Наименование товаров, работ, услуг входит в этот перечень. В Законе о ККТ не сказано, в каком виде – полном или сокращенном – нужно указывать наименование товаров работ, услуг в кассовом чеке. А раз так, то. по мнению финансистов, в кассовом чеке и бланке строгой отчетности вполне можно указать сокращенные наименования. И дописывать к ним коды услуг в соответствии с номенклатурой.

В Минфин обратился налогоплательщик с просьбой разъяснить вопрос об НДФЛ с доходов от продажи фотографий, иллюстраций, видеоматериалов с использованием сети Интернет. Минфин в письме № 03-04-05/72559 от 09.10.2018 пояснил, что физические лица - налоговые резиденты РФ, получающие доходы от источников, находящихся за пределами РФ, а также физлица, получающие другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами, исчисление, декларирование и уплату НДФЛ осуществляют самостоятельно исходя из сумм таких доходов. Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации, уплачивается по месту жительства налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Одновременно сообщается, что согласно пункту 1 статьи 23 ГК гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента госрегистрации в качестве индивидуального предпринимателя. В отношении отдельных видов предпринимательской деятельности законом могут быть предусмотрены условия осуществления гражданами такой деятельности без госрегистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Таким образом, Гражданский кодекс связывает необходимость регистрации физлица в качестве индивидуального предпринимателя с осуществлением им деятельности особого рода, а не просто с совершением возмездных сделок. Самого по себе факта совершения гражданином сделок на возмездной основе для признания гражданина предпринимателем недостаточно, если совершаемые им сделки не образуют деятельности.

Предпринимательской является самостоятельная деятельность, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, должны быть зарегистрированы в этом качестве в установленном законом порядке.

В случае замены фискального накопителя  пользователь обязан подать заявление о перерегистрации контрольно-кассовой техники вместе с отчетом об изменении параметров регистрации ККТ. Об этом напомнили налоговики Красноярского края. Заявление о перерегистрации кассового аппарата подается в любой налоговый орган не позднее одного рабочего дня, следующего за днем изменения сведений, внесенных в журнал учета и карточку регистрации контрольно-кассовой техники.

В соответствии с КоАП, применение контрольно-кассовой техники с нарушением установленных законодательством Российской Федерации порядка регистрации контрольно-кассовой техники, порядка, сроков и условий ее перерегистрации, порядка и условий ее применения влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от полутора тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - предупреждение или наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Более того, по истечении срока действия ключа фискального признака в фискальном накопителе применяемой контрольно-кассовой техники, такая ККТ снимается налоговыми органами с регистрационного учета в одностороннем порядке без заявления пользователя о снятии с регистрационного учета. При этом, в течение 60 календарных дней с даты ее снятия с регистрационного учета пользователь должен представить в налоговые органы все фискальные данные, которые хранятся в фискальном накопителе, применявшемся в контрольно-кассовой технике на момент ее снятия с регистрационного учета, и которые на момент такого снятия с регистрационного учета не переданы в налоговые органы, за исключением случая поломки фискального накопителя.

Индивидуальный предприниматель самостоятельно определяет виды экономической деятельности, которыми предполагает заниматься, и представляет сведения о соответствующих кодах по ОКВЭД для включения в ЕГРИП. При этом в компетенцию регистрирующего органа не входит проверка обоснованности указания в представленных для госрегистрации документах тех или иных кодов по ОКВЭД. Заявленные при регистрации виды деятельности в соответствии с кодами по ОКВЭД не влияют на определение налогоплательщиком своих налоговых обязательств, за исключением случаев, прямо предусмотренных законодательством о налогах и сборах. Согласно подходам, существующим в судебно-арбитражной практике, присвоение налогоплательщиком какого-либо кода вида деятельности по ОКВЭД не лишает его права на осуществление других видов деятельности и не свидетельствует о получении им необоснованной налоговой выгоды. ОКВЭД предназначен для классификации и кодирования видов экономической деятельности, заявляемых хозяйствующими субъектами при регистрации, и используется при решении задач, связанных с осуществлением государственного статистического наблюдения по видам деятельности за развитием экономических процессов и подготовкой статистической информации.

Такие разъяснения дает ФНС в письме № ЕД-19-2/263@ от 03.09.2018.

Минфин подготовил проект постановления Правительства РФ, которым будет добавлен новый обязательный реквизит в кассовый чек.

Речь идет о коде товара. С 1 января 2019 года необходимо будет указывать:

  • для товаров, подлежащих маркировке контрольными (идентификационными) знаками - уникальную последовательность символов, представленная в средстве идентификации, содержащемся в КИЗе
  • для товаров, не подлежащих маркировке - код товарной позиции в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, к которой относится данный товар.

Напоминаем, что до 01.02.2021 индивидуальные предприниматели (кроме реализующих подакцизные товары), применяющие ПСН, УСН, ЕНВД, ЕСХН могут не указывать в кассовых чеках и БСО наименование товара (работы, услуги) и его количество.

Индивидуальные предприниматели, применяющие специальные режимы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и патентную систему налогообложения, вправе уменьшить налог на стоимость модернизации контрольно-кассовой техники для ее соответствия требованиям Федерального закона № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее – Закон о ККТ). Данные затраты включаются в расходы по приобретению кассового аппарата в размере, не превышающем 18 тыс. руб., на каждый экземпляр онлайн кассы, зарегистрированный в налоговых органах с 1 февраля 2017 года (письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 13 июля 2018 г. № 03-01-15/49000).

Финансисты указали, что получение такого вычета позволяет снизить финансовую нагрузку на индивидуальных предпринимателей, возросшую в связи с необходимостью приобретения указанной контрольно-кассовой техники и обязательным применением при осуществлении расчетов с покупателем (клиентом). Ведомство обратило внимание, что на пользователя кассового аппарата не возлагается обязанность по заключению договора технического обслуживания ККТ, что снижает стоимость использования техники. Многие модели кассовых аппаратов, по словам финансистов, не требуют специальных навыков и знаний для замены фискального накопителя, поэтому пользователь может самостоятельно произвести такую операцию.

Для вышеуказанных налогоплательщиков возможность уменьшить налог на расходы по приобретению контрольно-кассовой техники введена Федеральным законом от 27 ноября 2017 г. № 349-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации". Напомним, что согласно этому документу в расходы на приобретение ККТ включаются затраты на покупку собственно онлайн кассы, а также фискального накопителя, необходимого программного обеспечения, а также на выполнение услуг по настройке кассового аппарата и прочих. В том числе и затраты на приведение онлайн кассы в соответствие требованиям Закона о контрольно-кассовой технике.

Верховный Суд Российской Федерации согласился с нижестоящими судами в том, что для применения ЕСХН налогоплательщик должен являться сельскохозяйственным товаропроизводителем и собственником производимой продукции (определение ВC РФ от 14 августа 2018 г. № 307-КГ18-11239).

Спор между юрлицом и налоговой инспекцией возник в связи с тем, что доля дохода налогоплательщика от оказания услуг в области животноводства составляла более 70% его дохода, но не являясь при этом собственником произведенной продукции, он посчитал возможным применить систему налогообложения в виде единого сельскохозяйственного налога. Налогоплательщик выступал исполнителем по договору с заказчиком об оказании услуг по обслуживанию, содержанию, выращиванию пушных зверей (норки). Исполнителю предоставлялось в пользование необходимое имущество для оказания данных услуг, он должен был возвратить заказчику продукцию (невыделанную шкуру норки) в сроки согласно технологии производства. При этом согласно договору приплод, продукция и доходы, полученные исполнителем в результате переданного пушного зверя, являются собственностью заказчика.

В ходе выездной налоговой проверки инспекция установила, что поголовье норки в собственность юрлица-налогоплательщика не переходило, непосредственная реализация отсутствовала. Пушные звери возвращались заказчику по накладным. Инспекторы сделали вывод, что проверяемый налогоплательщик не является сельхозпроизводителем, а также собственником сырья и производимой продукции. Следовательно, он не вправе был применять ЕСХН, в связи с чем ему начислены налоги по общей системе налогообложения. К аналогичному выводу пришли и суды, в том числе ВС РФ, который отказал налогоплательшику в передаче кассационной жалобы в Судебную коллегию по экономическим спорам.

Напомним, что согласно подп. 1 п. 2 ст. 346.2 Налогового кодекса сельхозпродукция должна производиться из сырья собственного производства.