(8552)76-01-09

    902-718-01-09
    (единая справочная пн-сб 9:00-17:00)

Налоговые органы призывают граждан проверять кассовые чеки на сайте ФНС. Управление ФНС по Липецкой области разместило подробную инструкцию по проверке.

 

На сайте ФНС России  в разделе «Новый порядок применения контрольно-кассовой техники» размещено мобильное приложение «Проверка кассового чека».  С помощью него каждый желающий может получать и хранить чеки в электронном виде, проверять их легальность, добросовестность продавца, а также сообщать о нарушении правил применения ККТ в ФНС России.
При первом открытии мобильного приложения пользователю будет предложено персонализировать себя и заполнить визитную карточку. Это необходимо для того, чтобы при покупке можно было быстро открыть приложение и, предъявив штрих-код кассиру, получить свой чек, не называя при этом своих персональных данных. Можно не указывать полностью свои имя и фамилию, функционал проверки чеков от этого не изменится.
Для удобства получения электронного чека можно использовать абонентский номер - номер мобильного телефона или адрес электронной почты. Для того, чтобы в личной карточке появился штрих-код с обезличенными данными о пользователе и номере телефона, необходимо в разделе меню «Профиль и помощь» ввести номер телефона, на которое установлено приложение.
Получив кассовый чек, потребитель сможет легко проверить, передана ли информация о произведенном с ним расчете в ФНС. Для этого нужно вручную ввести данные кассового чека в специальные поля приложения или сканировать QR-код чека, и отправить соответствующий запрос. Сверив полученные данные с  информацией автоматизированной системы учета выручки, приложение отобразит результата проверки.
В случае обнаружения расхождений в проверяемом чеке с информацией в базе данных ФНС, или отсутствием информации о произведенном расчете, мобильное приложение позволяет направить сообщение в ФНС России о допущенном нарушении. Кроме того, сообщение может быть направлено в  случаях:

 

  • невыдачи чека;
  • выдачи чека с некорректными реквизитами;
  • невыдачи электронного чека.

 

При этом в сообщении нужно будет указать следующие данные:

  • дата, время и место (магазин, торговый автомат, платежный терминал, интернет-магазин, транспортное средство) совершения расчета
  • ИНН, адрес торговой точки (отметить на карте) или URL интернет-магазина
  • предмет расчета (товар, услуга, работа, ставка, выигрыш, лотерея)
  • название приобретенного товара или услуги
  • тип операции (приход, возврат прихода, расход, возврат расхода)
  • способ оплаты (наличными, электронными средствами платежа) и сумму расчета.

С первого июля текущего года согласно пункту 3 статьи 7 Федерального закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ к эксплуатации допускается только контрольно-кассовая техника нового образца. Об этом напоминает УФНС Сахалинской области. При этом несмотря на то, что КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неприменение ККТ, которая не соответствует установленным требованиям, налоговые органы не будут штрафовать в переходный период налогоплательщиков, заблаговременно заключивших договоры на поставку нового оборудования.

 

Чтобы исключить привлечение к ответственности налогоплательщиков, не сумевших соблюсти требования действующего законодательства о применении контрольно-кассовой техники по независящим от них обстоятельствам, Министерство финансов Российской Федерации от 30.05.2017 № 03-01-15/33121 разъяснило следующее.При обнаружении факта неприменения организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении расчетов контрольно-кассовой техники, отвечающей требованиям действующего законодательства, при наличии обстоятельств, указывающих на то, что лицом, совершившим административное правонарушение, были приняты все меры по соблюдению требований законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, указанное лицо в такой ситуации к ответственности привлекаться не должно.В целях установления факта принятия исчерпывающих мер по соблюдению указанных выше требований законодательства Российской Федерации, по мнению Минфина России, может быть исследован заключенный пользователем договор поставки фискального накопителя на предмет разумного срока до окончания действия блока ЭКЛЗ или до определенного законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники предельного срока возможности его использования.При этом Минфин России указал, что при отсутствии у налогоплательщика возможности применения контрольно-кассовой техники в соответствии с нормами действующего законодательства, организации и индивидуальные предприниматели обязаны выдавать покупателю (клиенту) на бумажном носителе подтверждение факта осуществления расчета между организацией или индивидуальным предпринимателем и покупателем (клиентом).

В целях обеспечения комфортных условий для перехода организаций и ИП на новый порядок применения ККТ глава ФНС Михаил Мишустин поручил руководителям всех УФНС обеспечить возможность осуществления расчетов организациями и ИП с 01.07.2017 без привлечения к административной ответственности в случае применения устройств, позволяющих выдавать покупателям (клиентам) на бумажном носителе подтверждение факта расчета, до момента возникновения возможности соответствия требованиям законодательства РФ о применении ККТ.

 

В письме ФНС № ММВ-20-20/96@ от 27.06.2017 , подписанном руководителем ведомства, поясняется, что таким устройством может являться, в частности, старая ККТ как с ЭКЛЗ, так и без ЭКЛЗ. При этом условием, позволяющим не применять онлайн-ККТ с 01.07.2017, является принятие налогоплательщиком исчерпывающих мер по соблюдению требований законодательства РФ о применении ККТ (заключение договора поставки фискального накопителя в разумный срок до окончания действия блока ЭКЛЗ или до определенного предельного срока возможности его использования).

Штрафа не будет, если юрлицо заключило договор поставки фискального накопителя: 

в разумный срок до окончания действия блока ЭКЛЗ;

до предельного срока возможности его использования.

Ведомство уже делало такой вывод. ФНС с ним согласна.

Документ: Письмо Минфина России от 19.05.2017 N 03-01-15/31083

Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ организации и ИП могут производить расчеты без применения ККТ при осуществлении некоторых видов деятельности, в том числе при торговле на розничных рынках, ярмарках, в выставочных комплексах непродовольственными товарами, кроме торговли непродовольственными товарами, которые определены в перечне, утвержденном Правительством РФ (Распоряжение от 14.04.2017 N 698-р).

 

При этом ИП на ПСН, а также организации и ИП на ЕНВД, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных пунктом 2 статьи 346.26 НК, могут осуществлять наличные денежные расчеты без применения ККТ при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа) до 01.07.2018.

Таким образом, ИП на ЕНВД вправе не применять ККТ, в том числе при торговле непродовольственными товарами, определенными указанным перечнем, до 01.07.2018.

ИП на ПСН, УСН, ЕСХН, за исключением ИП, осуществляющих торговлю подакцизными товарами, вправе не указывать реквизит "наименование товара (работ, услуг)" в кассовом чеке и бланке строгой отчетности до 01.02.2021.

Такие разъяснения дает Минфин в письме № 03-01-15/36249 от 09.06.2017.

ККТ, соответствующая требованиям Федерального закона № 54-ФЗ (в редакции, до дня вступления в силу Федерального закона № 290-ФЗ), зарегистрированная в налоговых органах до 01.02.2017, снимается с регистрационного учета в порядке, установленном Федеральным законом № 54-ФЗ (в старой редакции) и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, до 01.07.2017.

 

При этом контрольно-кассовая техника, несоответствующая требованиям Федерального закона № 290-ФЗ, подлежит снятию налоговым органом с регистрационного учета в одностороннем порядке без заявления пользователя о снятии ККТ с регистрационного учета с 01.07.2017.

В случае, если налогоплательщик не снял с регистрационного учета старую ККТ, при этом модернизировав ее и зарегистрировав в соответствии с новым порядком, ККТ, несоответствующая требованиям Федерального закона № 290-ФЗ, снимается с регистрационного учета налоговыми органами в одностороннем порядке без заявления пользователя с 01.07.2017, а модернизированная ККТ продолжает применяться в соответствии с новым порядком.

При этом налоговые органы сообщают таким пользователям контрольно-кассовой техники о необходимости представления после 01.07.2017 в налоговые органы показаний контрольных и суммирующих денежных счетчиков, снятых со старой ККТ до момента осуществления ее модернизации.

Следует учитывать, что в случае, если старая ККТ снята с учета налоговыми органами в одностороннем порядке после 01.07.2017, и ввиду отсутствия возможности применения ККТ по новому порядку, при наличии обстоятельств, указанных в письме Минфина от 30.05.2017 № 03-01-15/33121, такое устройство применяется для выдачи покупателю на бумажном носителе подтверждения факта осуществления расчета между организацией или ИП и покупателем, то указанные организации и ИП к административной ответственности не привлекаются.

Такие разъяснения содержатся в письме ФНС № ЕД-4-20/11625@ от 19.06.2017.

Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ) и принятые в соответствии с ним нормативные правовые акты не предусматривают применения унифицированных форм первичной учетной документации.

 

Поэтому указанные формы документации (в частности, КМ-4, КМ-6, КМ-3) могут не применяться, об этом говориться в письме Минфина России от 04.04.2017 № 03-01-15/19821, пишет «Актуальная бухгалтерия».

Компании и ИП, которые оказывают платные услуги населению, вправе до 1 июля 2018  года вместо чека онлайн касс выдавать бланк строгой отчетности. Это следует из письма Минфина № 03-01-15/10470.

Как рассказал Минфин России, согласно информации, представленной производителями ККТ, минимальная стоимость новой машины в комплексе составит не более 25 тыс. руб., которая включает в себя:

 

– приобретение новой ККТ с фискальным накопителем со сроком действия ключа фискального признака не менее 36 месяцев;

– услуги оператора фискальных данных и услуги оператора связи. 

Ежегодные затраты в последующие два года могут составить не более 4 тыс. руб., включая услуги оператора фискальных данных и услуги оператора связи. Кроме того, стоимость модернизации ККТ, применяемой в настоящее время, по оценке производителей ККТ, составит порядка 4 – 6 тыс. руб.

Стоит отметить еще и то, что из порядка применения ККТ исключена обязанность пользователя по заключению договора технического обслуживания ККТ, что снижает стоимость использования техники. Многие модели ККТ не требуют специальных навыков для замены фискального накопителя, и пользователь может самостоятельно произвести такую операцию, что также исключает дополнительные затраты.

От штрафа за неприменение онлайн-ККТ опоздавших с обновлением «кассового парка» защитят наличие договора с оператором фискальных данных (ОФД) и договора на поставку фискального накопителя. Такой вывод следует из письма Минфина России от 30.05.17 № 03-01-15/33121.

 

Напомним, что с 1 июля 2017 года большинство пользователей ККТ будут обязаны применять технику, которая имеет фискальный накопитель и способна передавать данные налоговикам в онлайн-режиме через оператора фискальных данных (ОФД). В противном случае налогоплательщикам грозит штраф в размере до 10 тыс. рублей (п. 4 ст. 14.5 КоАП РФ). Существующий в настоящее время дефицит фискальных накопителей и ККТ, способных работать в онлайн-режиме, приведет к тому, что некоторые торговцы не успеют установить такую технику к упомянутой дате.

Минфин России разъясняет: в части 1 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица. Лицо может быть подвергнуто административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. При этом все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (ст. 1.5 КоАП РФ).

Вывод, который чиновники делают из этой догмы, порадует предпринимателей: лицо не должно привлекаться к административной ответственности при наличии обстоятельств, указывающих на то, что им были приняты все меры по соблюдению требований законодательства.

Применительно к использованию онлайн-касс это означает, что не следует штрафовать пользователя ККТ за вынужденное использование «старой» техники, если он заключил договор на поставку фискального накопителя или онлайн-ККТ, а также успел заключить до 1 июля договор с оператором фискальных данных (ОФД) о передаче сведений о пробитых чеках в ФНС. При этом продавцы, которые не успели установить онлайн-кассу до 1 июля 2017 года, обязаны выдавать покупателю на бумажном носителе подтверждение факта осуществления денежного расчета.

Отметим, что ранее с аналогичным заявлением выступила и ФНС России.